Главная   /   Услуги   /   Разрешительные документы   /   Специальная оценка условий труда

Специальная оценка условий труда

Новым клиентам
Вы можете отправить нам запрос:

Начиная с 2014 года работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда. Федеральный закон  от 28.12.2013г. №426-ФЗ «О специальной оценке  условий труда» устанавливает правовые и  организационные основы и порядок проведения  специальной оценки условий труда, а также определяет  права, обязанности и ответственность участников  специальной оценки условий труда.

Специальная оценка условий труда (СОУТ) – это  единый комплекс последовательно осуществляемых  мероприятий по идентификации вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения их фактических значений от установленных уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и применения средств индивидуальной и коллективной защиты работников.

Какие предприятия должны проводить специальную оценку условий труда?

Согласно ст. 212 ТК РФ все Работодатели обязаны обеспечить безопасные условия труда. Для этого они обязаны проводить СОУТ.

Какими нормативно-правовым актом регламентируется порядок проведения СОУТ?

СОУТ регламентируется ФЗ № 426 от 28.12.2013 г. и «Методикой проведения СОУТ».

Идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов не осуществляется в отношении:

  1. рабочих мест работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  2. рабочих мест, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
  3. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Перечень подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям вредных и (или) опасных производственных факторов на указанных рабочих местах определяется экспертом организации, проводящей специальную оценку условий труда.

Кто проводит СОУТ?

СОУТ проводят совместно работодатель и организация или организации, привлекаемая работодателем для выполнения работ по СОУТ, на основании договора гражданско-правового характера.
Организация проводящая СОУТ (далее Организация) – юридическое лицо, аккредитованное в качестве организации, оказывающей услуги по СОУТ и выполняющей на основании договора гражданско-правового характера с работодателем измерения и оценки, а также оценку соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда, проводимую в соответствии с «Методикой проведения СОУТ», оформление и подготовку отчета и заключения о СОУТ.

Каким документом подтверждает право аттестующей организации на проведение СОУТ?

Организация обязана предоставить Клиенту уведомление (копии уведомления) о включении организации в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Указанный реестр можно посмотреть на сайте Министерства труда и социальной защиты РФ.

Как часто Работодатель обязан проводить СОУТ?

В главе 2, ст. 8 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. указано, что Работодатель обязан проводить СОУТ не реже одного раза в 5 лет. Ранее (по АРМ) при вновь организованных рабочих местах Работодатель обязан был провести аттестацию в течение 60 дней, однако теперь, в ФЗ № 426 данное условие не указано, следовательно, СОУТ, на вновь организованных рабочих местах, должен быть проведен немедленно.

Какое количество рабочих мест Работодатель обязан подвергнуть СОУТ?

Работодатель должен подвергнуть СОУТ все рабочие места, если ранее на этих местах не проводилась аттестация рабочих мест и ее результаты действуют (до 5 лет). Также, на рабочих местах, по которым была ранее проведена аттестация рабочих мест, не должны были быть изменены условия труда:

  • Процедуры работы;
  • Распорядок работы;
  • Месторасположение рабочего места;
  • Оборудование освещения, отопления, вентиляции;
  • Расположение окон;
  • Оборудование, механизмы, используемые при работе;
  • Вещества и процедуры работы с ними и т. д.

В Главе 1, Статье 3 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. указано, что СОУТ подлежат все рабочие места работодателя за исключением надомников, дистанционных работников и работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями — физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями. Также в п. 4 Статьи 3 указано, что «Проведение специальной оценки условий труда в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих регулируется федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и о муниципальной службе».

Согласно п. 6 Статьи 9 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 «…аналогичными рабочими местами признаются рабочие места, которые расположены в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах), оборудованных одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, на которых работники работают по одной и той же профессии, должности, специальности, осуществляют одинаковые трудовые функции в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса с использованием одинаковых производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья и обеспечены одинаковыми средствами индивидуальной защиты.»

Согласно пп. 1, 2 и 5 Статьи 16 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г.

«1. При выявлении аналогичных рабочих мест специальная оценка условий труда проводится в отношении 20 % рабочих мест от общего числа таких рабочих мест (но не менее чем двух рабочих мест) и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам.

  1. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта специальной оценки условий труда.
  2. В случае выявления в ходе проведения специальной оценки условий труда хотя бы одного рабочего места, не соответствующего признакам аналогичности, установленным статьей 9 ФЗ № 426, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, СОУТ проводится на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными».

В каком порядке проводится специальная оценка условий труда?
В соответствии с Главой 2 (Статьи 8 — 18) ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. для организации и проведения СОУТ работодателем образуется комиссия, число членов которой должно быть нечетным, а также утверждается график проведения СОУТ.

В состав комиссии включаются представители работодателя, в том числе специалист по охране труда, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии). Состав и порядок деятельности комиссии утверждаются приказом (распоряжением) работодателя.

При проведении у работодателя, отнесенного к субъектам малого предпринимательства, в состав комиссии включаются работодатель — индивидуальный предприниматель (лично), руководитель организации, другие полномочные представители работодателя, в том числе специалист по охране труда либо представитель организации или специалист, привлекаемые работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (при наличии).

Возглавляет комиссию работодатель или его представитель.

Идентификация

Далее экспертом организации, проводящей СОУТ проводится идентификация потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов на рабочих местах согласно «Методики проведения СОУТ». Результаты идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов утверждаются комиссией. При идентификации учитываются:

  1. оборудование, материалы и сырье, используемые работниками;
  2. результаты ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;
  3. случаи производственного травматизма и (или) установления профессионального заболевания, возникшие в связи с воздействием на работника на его рабочем месте вредных и (или) опасных производственных факторов;
  4. предложения работников по осуществлению на их рабочих местах идентификации потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов.

Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте идентифицированы, комиссия принимает решение о проведении исследований (испытаний) и измерений данных вредных и (или) опасных производственных факторов.

Декларирование

В отношении рабочих мест, на которых вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам проведения идентификации не выявлены, работодателем подается в Федеральную службу по труду и занятости (трудовую инспекцию), по месту нахождения работодателя, декларация соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Декларация действительна в течение пяти лет. Срок исчисляется со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда.

Если в период действия декларации с работником, занятым на рабочем месте, произошел несчастный случай на производстве или у него выявлено профессиональное заболевание, причиной которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов, то в отношении такого рабочего места действие данной декларации прекращается и проводится внеплановая специальная оценка условий труда.

Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов

Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям.

Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, подлежащих исследованиям (испытаниям) и измерениям, формируется комиссией исходя из требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов (а также исходя из предложений работников).

Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и иными работниками организации, проводящей СОУТ.

В качестве результатов исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов могут быть использованы результаты исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов, проведенных аккредитованной испытательной лабораторией (центром) производственного контроля, но не ранее чем за шесть месяцев до проведения СОУТ. Решение о возможности использования указанных результатов при проведении СОУТ принимается комиссией по представлению эксперта Организации.

По результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов экспертом Организации, осуществляется отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда.

Какие документы работодатель получает после проведения СОУТ?
Согласно Статьи 15 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. организация, проводящая СОУТ, составляет отчет о ее проведении, в который включаются:
  • сведения об организации, проводящей СОУТ, с приложением копий документов, подтверждающих ее соответствие требованиям;
  • перечень рабочих мест, на которых проводилась СОУТ, с указанием вредных и (или) опасных производственных факторов, которые идентифицированы на данных рабочих местах;
  • карты СОУТ, содержащие сведения об установленном экспертом организации (проводящей СОУТ), классе (подклассе) условий труда на конкретных рабочих местах;
  • протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов;
  • протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
  • протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений по основанию, указанному в части 9 статьи 12 ФЗ № 426 о СОУТ от 28.12.2013 г. (при наличии такого решения);
  • сводная ведомость СОУТ;
  • перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась СОУТ;
  • заключения эксперта организации, проводящей СОУТ.
Каким образом работодатель может использовать документы, полученные после проведения СОУТ?
В зависимости от результатов аттестации рабочих мест составляется список необходимых мероприятий:
  • по совершенствованию технологического процесса;
  • устранению несущих угрозу жизни и здоровью сотрудника составляющих производства;
  • обеспечению работников средствами индивидуальной защиты;
  • внесению исправлений в названия должностей и профессий, не соответствующих классификатору (влияет на получение работником льгот и компенсаций);
  • решаются вопросы о связи заболевания работника с производством и пр.
Ответственность за не проведение специальной оценки условий труда

За не проведение специальной оценки условий труда на сегодняшний день работодатель может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Так, в соответствии со ст. 5.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет:

  • наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 1 до 5 тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 1 до 5 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток; на юридических лиц — от 30 до 50 тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от 1 года до 3 лет.
Также согласно ст. 143 Уголовного кодекса Российской Федерации нарушение требований охраны труда, совершенное лицом, на которое возложены обязанности по их соблюдению, если это повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека:
  • наказывается штрафом в размере до четырехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до одного года, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до одного года или без такового.
  • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, — наказывается принудительными работами на срок до четырех лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
  • то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц, — наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Какие преимущества работодатель получает после проведения СОУТ?

Проведение СОУТ дает работодателям целый ряд льгот и преимуществ, а именно:

  • Обоснование льгот и компенсаций за работы с опасными и вредными условиями труда.
  • Компенсационные выплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда, выплачиваемые работодателем в дополнение к повышенной оплате труда, не подлежат обложению налогом на доходы физических лиц и единым социальным налогом на основании п. 3 ст. 217 и пп. 2 п. 1 ст. 238 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 10.12.2009 N 03-04-06-02/89).
  • При обеспечении безопасных условий труда, что подтверждается Отчетом об СОУТ, предприятию могут быть снижены страховые тарифы ФСС:
  • Отсутствие претензий о невыполнении законодательства РФ (ст. 212 ТК РФ).
  • При наличии проведенной СОУТ администрация и служба охраны труда снимают с себя значительную часть ответственности при несчастном случае.
  • Получение лицензий на отдельные виды деятельности (медицинская, вывоз и захоронение ТБО и т.д.).
  • Получение сертификата соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности). Положение о сертификации утверждено Постановлением Министерства труда и социального развития России № 28 от 24.04.2004 г.
Вы можете отправить нам запрос на сертификацию продукции
После оформления заявки наши специалисты свяжутся с Вами в ближайшее время.
Обращаем Ваше внимание, что Вы можете прикрепить дополнительную информацию (фото, паспорт продукции, техническое описание)!
Файл не выбран:
не более: 50
Задать вопрос
Онлайн заявка
Проверка подлинности документов
Наши филиалы: